JOYFUL TRAVEL JAPAN

Туры в Японию — Визовая поддержка — Гид-переводчик

«Это — Асакуса!»

Оставьте комментарий

На прошлой неделе мы с Наоко побывали в Асакуса на представлении театра «Хейсей Накамура-дза» (обычно в разговоре слово «Хейсей» опускают), два с половиной часа любовались танцами гейш. И вот уже неделя прошла, а я все никак не найду время рассказать об этом удивительном событии. Итак, начинаю:) Хотя бы начать. И будет полдела сделано:)

Центральными фигурами театра «Хейсей Накамура-дза» являются два актера кабуки – Накамура Канзабуро 18-ый и Кусида Казуми. Руководитель труппы и директор театра — Накамура Канзабуро 18-ый. Очень известная личность. Играет не только в театре, но и в телесериалах его часто можно увидеть. И в рекламе снимается. Вобщем, универсальный актер. Не менее известен и его старший сын Накамура Канкуро 6-ой.

Театр Накамура-дза дал свое первое представление в 2000-ом году. И  на сегодня  он уже успел выступить не только в Асакуса, но и Осаке, Нагое, Нью-Йорке , Берлине и пр. Но, конечно, основным местом представлений является Асакуса.

Театр образца эпохи Эдо, не имеющий  постоянного помещения, дает свои представления в сооруженном только на период проведения спектаклей шатре, на территории парка Сумида в Токио. Причем, говорят, что каждый год место под возведение шатра в парке меняется. Так что, на спектакль необходимо выезжать как можно заранее, чтобы успеть до начала представления прочесать весь парк, а территория его не так уж и мала; парк пересекает река Сумида, вполне приличная такая река, я ее показывала в прошлом посте.

Мы искали театр примерно полчаса. Минут через 15 после начала нашего поиска к нам примкнула группа японских леди «постбальзаковского» возраста, они, как я поняла, каждый год ходят на спектакли и представления театра Накамуры, так что, вероятно, представляли себе, где надо искать. Стали искать вместе. В итоге, я первая увидела стрелки на столбах и заборах в некоторых местах (пионерский лагер! ориентирование на местности!). Так что, поиски наши вывели нас по стрелкам к месту действия:)

«Времянка» под театр представляет собой огромный двухэтажный шатер, внутри которого, на основе металлических конструкций, отделанных деревом (запах хиноки, ага!)  сооружены: сцена, авансцена, партер, бельэтаж. В центре зала висит огромный фонарь с названием театра. Огромные жирные иероглифы — это как раз и есть оно, название «Хейсей Накамура-дза». Слева  — фрагмент эмблемы семьи Накамура — дерево гинкго (рисунок синего цвета).

1.
10 (427x640, 125Kb)

Мы сидели в бельэтаже. Прямо, можно сказать, по центру.
2.
11 (640x480, 117Kb)

Рядом с нами находились места VIP и, собственно говоря, дамы в дорогих кимоно — это эти самые «вип» и есть.
3.
12 (640x480, 144Kb)

Как только мы подошли к самому театру, мы сразу же оказались в толпе дам, молодых и не очень, одетых в шикарные кимоно. Их сопровождали немолодые мужчины в дорогих костюмах.  Я никак не могла набраться смелости, чтобы сфотографировать толпу у входа. Жаль, что я такая застенчивая. Мне, правда, было неловко. Но ощущение было непередаваемым. Среди роскошно разодетых женщин в кимоно я чувствовала себя «замарашкой»:)

Мне удалось сделать только пару таких вот кадров, когда мы уже сидели на своих местах. В партере  почти под нами сидели те самые, кто пришел сюда из мира  цветов и ив:)
4.
15 (640x427, 127Kb)

Представление, которое мы посмотрели, называлось «Это — Асакуса!». Началось оно с небольшой интермедии, минут на 7-8.

Исполнительниц было четыре, но я никак не могла захватить их всех вместе. Получилось бы слишком мелко.

5.
16 (640x427, 115Kb)

Просто, «хрестоматийные картинки»:)

6.
17 (427x640, 119Kb)

Что такое «кабуки»?  Это классический японский танец, он же драма. Само слово «кабуки» состоит из трех иероглифов» «петь», «танцевать», «уметь» . Над этимологией слова «кабуки» можно биться сколько угодно, и найти массу вариаций. Однако, один из вариантов мне больше всего по душе:) Это «странный» театр. И актеры в нем «странные», и одежда у них тоже «странная»:)

7.
18 (427x640, 111Kb)
8.
19 (427x640, 99Kb)

9.
20 (427x640, 102Kb)

10.
21 (427x640, 96Kb)

Кабуки изначально был «женским» театром. Его прародительницей считается мико (служительница) из святилища Изумо Тайся в префектуре Симанэ. Ее звали Окуни.

Это было еще в самом начале 17-ого века. Окуни выходила в людные места, на городские улицы и танцевала ритуальные танцы на публике. Быстро прославилась. И стала выступать на сцене. У нее даже появились конкуренты. И там, и сям стали возникать театральные труппы, разыгрывающие сцены из жизни, в которых находилось место и грубому насилию, и пошлости. В итоге, театр прикрыли тогдашнее правительство запретило выходить на сцену  женщинам. Интересное решение, правда? Театр продолжал существовать и развиваться. Однако, все роли в театре, в том числе и женские, стали исполнять только мужчины:)

11.
22 (640x427, 115Kb)

Опустим историю театра кабуки, вернемся к нашим баранам гейшам. Уже давным-давно все вернулось на круги своя, и женщины тоже выступают в кабуки. И даже есть «специализированные» кабуки, где все роли, в том числе и мужские, исполняют только женщины:)

Ну а в театре Накамуры, в котором нам посчастливилось побывать, представления идут в трех направлениях. Мы как раз попали на представление » в жанре» сёсягото, то есть танцевально-драматическое.

После интермедии следующий номер под названием «Глицинии».  Две исполнительницы станцевали сначала вместе, потом каждая по очереди исполнила свою сольную партию, и в заключение снова вместе. При этом они то снимали свои головные уборы, то вместо веток глициний в руках у них оказывались веера, то они по очереди  замирали на сцене в необычайно изящных позах.
12.
23 (427x640, 113Kb)

Кстати, о позах. В кабуки всё символично. А уж позы так в первую очередь. Позам уделяется самое огромное внимание. И главное, очень удобно фотографировать:) Потому что принимая позу, танцовщица превращалась на пару секунд в куклу, статуэтку, и в этот момент как раз можно было ее щелкнуть. А поскольку со вспышкой фотографировать было запрещено, то пока мой фотик настроится на свет, сделать удачный кадр, если на сцене бесконечное движение, совершенно не представляется возможным.
13.
24 (427x640, 128Kb)

14.
25 (602x401, 144Kb)

Гейши, как и кабуки, тоже появились в 17 веке. Их основным предназначением является умелое искусство танца, игры на музыкальном инструменте, искусство чайной церемонии, они тоже входят в категорию «артистов». Изначально в роли гейш в чайных домах (основное их место работы ) выступали актеры театра кабуки. Но впоследствии гейшами становились только женщины.

Поскольку увидеть гейшу в чайном доме (о-дзасики) — это очень дорогое удовольствие, то мы, конечно, с радостью воспользовались предоставленной нам возможностью посмотреть на гейш в театре. Причем, за совсем мизерную плату. Билеты нам достались всего за 3.000 йен (один билет), это ок.30 евро.

После «Глициний» был следующий номер «Ирисы». Причем, даже не надо было смотреть в программку, так как все было ясно по оформлению сцены. На заднем фоне вместо глициний появились ирисы.  Но Наоко тут стала громким шепотом спорить со мной, что это не ирисы, а «каки-тсубата». Я тут же подглядела в айфоне, в словаре, выяснилось, что «каки-тсубата» — это «ирис-касатик гладкий»:))) Мне стало смешно. Все равно ведь ирис, хоть  и касатик, хоть и гладкий:)

Зато потом, когда мы уже сидели в кафе, я открыла программку и прочитала для Наоко специально вслух: название номера  — «Аяме», что в переводе на русский «Ирис»:) Ну и, спрашивается, чего было зря со мной спорить?:)

Это был сольный номер.  Танцовщица начала его, выйдя в зал на авансцену. Авансцена, или «ханамити» — дорога цветов — в театре кабуки играет очень большое значение. Очень. Без авансцены просто никак нельзя. Потому что авансцена позволяет актерам вступать в контакт со зрителями, сидящими в партере. Так что, больше половины номеров проходили на основной сцене и на авансцене одновременно.
15.
26 (427x640, 110Kb)

Вот она, наконец-то, добрела в своих гэта (деревянная обувь) до середины основной сцены. Здесь она сложит свой зонтик, разуется и дальше уже пустится в пляс «босиком», то есть в носках (таби), а из-за пазухи ловким движением руки  достанет сложенный бумажный веер.
16.
27 (427x640, 145Kb)

17.
28 (640x427, 122Kb)

Где-то я читала, уже не помню где, что гейша должна выглядеть одинаково красиво, когда она показывает свое лицо, и  спину.

Мне же доставляло огромное удовольствие смотреть на всех танцовщиц именно со спины. И не красиво завязанный оби (пояс) привлекал мое внимание, а подбитый край кимоно. Когда гейша переступает мелкими шажками, то вьющийся сзади подол ее одежды очень напоминает хвост кингё (золотой рыбки) в аквариуме. На мой взгляд, очень красиво и изящно:)

18.
29 (640x427, 117Kb)

19.
30 (640x427, 118Kb)

А здесь уже исполнительница готовится заканчивать свое выступление. Она уже опять спрятала веер, подобрала зонтик, обулась и собирается уходить со сцены. Но уйти ей не удалось:) Потому что позади нее находится люк в полу. Она еще сделает несколько шажков назад, замрет в красивой позе, и «провалится» изящно под пол:)
20.
31 (640x427, 116Kb)

Эти дамочки тоже вышли на авансцену. Их номер называется «Соловьи». Тут Наоко уже стала громким шепотом возмущаться, что у них не того цвета костюмы. Мол, у соловья оперение светло-коричневое. Я опять проверила в своем словаре. «Угуису» по-русски имеет два значения: 1.соловей, 2.зелено-коричневый цвет. Так что…мне осталось только просто пожать плечами:)
21.
32 (427x640, 114Kb)

22.
33 (427x640, 115Kb)

23.
34 (640x427, 132Kb)

Очень сложно было делать фотографии, когда они все вместе. Сцена очень большая, а танцовщицы очень маленькие.
24.
35 (576x371, 86Kb)

25.
36 (640x427, 145Kb)

26.
37 (640x427, 131Kb)

Ну и про «оркестр» нельзя не сказать хоть пару слов. Все представление в театре, конечно же, под живую музыку и живое пение. Вобщем-то, в представлении важны были не только танцы, а песни, под которые исполнялись танцы.

На фото, певица, у нее микрофон, мы видим, и музыкантша, играющая на сямисэене.

Музыканты располагаются по обе стороны сцены. Справа «открытая зона», мы можем видеть и певцов, и музыкантов. А вот слева (фото нет), там были барабанщики. Они находились в специальном помещении, их увидеть было никак невозможно, но слышно их было очень хорошо:)

27.
38 (640x427, 117Kb)

Все номера проходили по принципу «Времена года». Так что, дальше вот, мы уже видим сакуру на заднем фоне. Это весна:)
28.
39 (640x427, 132Kb)

29.
40 (640x427, 129Kb)

30.
41 (640x427, 149Kb)

31.
42 (640x427, 125Kb)

32.
43 (640x427, 144Kb)

33.
44 (640x427, 128Kb)

34.
45 (640x427, 140Kb)

Мне бы все-таки хотелось еще пару слов сказать по поводу того, как мы попали на это представление.

А просто. По телевизору шла какая-то программа. И там было интервью с одной из певиц этого театра. На самом переднем плане можно увидеть очень пожилую женщину. Ей 97 лет. Именно про нее моя Наоко посмотрела передачу по ТВ, очень прониклась, и когда в конце программы пошла реклама, она быстренько записала телефон и позвонила. Был розыгрыш билетов. Она выиграла:)


35.
46 (640x427, 138Kb)

Тут я, пожалуй, прервусь:) Продолжение следует…

Пысы. «От редакции» важное дополнение: все танцовщицы — женщины!!! Исполняющие в кабуки женские роли актеры-оннагата гейша — в данном представлении участия не принимали. Участницы представления — профессиональные гейши, работающие в чайных домах (о-дзасики) Токио.

Реклама

Автор: Японский гид

Живу в Японии с 1997-ого года. Исследователь-антрополог, член Ассоциации русистов-переводчиков Японии, кандидат наук, переводчик. Люблю рассказывать о Японии.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s